Автор
Тема: Универсологическая Футурология - Наука, Фантастика или Фэнтези?!  (Прочитано 250 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Поляков В.А.Topic starter

  • МаЭД
  • *****
  • Спасибо
  • -Сказали Вы: 2
  • -Сказали Вам: 158
  • Сообщений: 1494
  • Country: ua
  • Мой Путь в Будущее и мой выбор!
    • Просмотр профиля
Универсологическая Футурология - это причинно-системный подход к описанию и моделированию систем и явлений, поэтапно-формирующих Образ Будущего как организацию пространства, поток времени развития и многоуровневую объединённую энергоинформационую систему макрои и микромиров по универсальному алгоритму действия законов природы.
О Футурологии:
ФУТУРОЛОГИЯ – в широком значении общая концепция будущего Земли и человечества; в узком – наука о будущем, занимающаяся систематизированным изучением прогнозируемых процессов, происходящих как в практической жизни, так и в сфере научно-технического прогресса, а также разработкой математических методов обработки статистической и иной информации для составления верифицируемых прогнозов, которые могли бы послужить основой для планирования не только в области экономики, науки и техники, но и в социальной и политической сфере. Философский энциклопедический словарь. 2010.
ФУТУРОЛО́ГИЯ- (от лат. futurum – будущее и греч. λόγος – слово, учение) – область науч. исследований, охватывающая перспективы социальных процессов. Термин "Ф." предложил в 1943 нем. социолог О. Флехтхейм в качестве названия "науки о будущем", к-рую он противопоставлял науч. коммунизму. Но в этом смысле понятие Ф. не получило распространения, т.к. перспективы социальных процессов изучаются мн. науками и "наука о будущем" не имеет предмета исследования.
Термин "Ф." обычно обозначает комплекс социального прогнозирования – одного из направлений конкретных социальных исследований (включая прогностику – науку о законах и методах прогнозирования). В марксистской социологии этот термин употребляется в образном смысле, как синоним прогнозирования и прогностики, а чаще – для обозначения бурж. лит-ры в этой области. Социальное прогнозирование, будучи одной из форм конкретизации науч. предвидения (наряду с планированием, программированием и т.п.), является этапом в истории последнего, к-рая открылась трудами Маркса, Энгельса, Ленина. Ф. как синоним социального прогнозирования в широком смысле охватывает перспективы всех процессов, связанных с деятельностью человеч. общества (в отличие от природных, технич., биологич. процессов спонтанного характера, напр. прогнозов погоды, землетрясений, урожаев, хода болезни и т.п.), включая перспективы социальных аспектов науки и техники, экономики, социальных отношений, демографич. и этнич. процессов, здравоохранения и физич. культуры, нар. образования, градостроительства, лит-ры и иск-ва, междунар. отношений, военного дела, освоения Земли и космоса и др. В узком смысле Ф. часто отождествляют с прогнозированием собственно социальных отношений
Особую группу образуют философско-методологич. проблемы (гносеология и логика науч. предвидения, методология и методика разработки прогнозов). Совр. социальные прогнозы – разработки, параллельные планированию, программи- рованию, проектированию, управлению социальными процессами в целом, имеющие целью повысить их науч. уровень, эффективность. Прогнозы призваны предшествовать планам, программам, проектам, решениям. Прогнозируется также ход и, главное, последствия выполнения или невыполнения самих прогнозов. С этой целью используется анкетирование (особенно опрос экспертов), экстраполирование на базе методов математич. статистики (с применением теории вероятностей, теории игр и др.), прогностич. моделирование (в т.ч. на основе анализа патентной и т.п. информации). Прогностич. модель связана, как правило, с разработкой шкалы возможностей (от минимального до максимального значений) и построением на ней функции распределения вероятности (менее вероятно – более вероятно).
Прогнозирование разделяется на поисковое (определение наиболее вероятного состояния процесса в будущем на основе выявленных тенденций) и нормативное (определение наиболее желательного состояния, исходя из социальных идеалов, потребностей, норм). В последние годы были разработаны эффективные методики прогнозов. В ряде стран возникли десятки (в СССР и США – сотни) спец. науч. учреждений или отделов по проблемам социального прогнозирования. Издаются спец. журналы ["Futurist" (Wash., с. 1967–); "Futures" (Guilford, с. 1968–); "Analyse et prévision" (Р., с. 1966–); "Futurum" (Meisenheim am Glan, с. 1968–); "Futuribili" (с 1967–) и др.]. В СССР Ин-т социального прогнозирования при ССА опубликовал в "Информац. бюллетенях ССА" "Проблемы общей и социальной прогностики" (вып. 1-2, 1969). Изданы "Вопросы науч. прогнозирования" (вып. 1-8, II, 1966–69). Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И., О научном коммунизме. Сб., М., 1963; Какое будущее ожидает человечество? Материалы Междунар. обмена мнениями, пер. с франц., Прага, 1964; Будущее науки [Междунар. ежегодник], вып. 1–2, М., 1966–68; Бестужев-Лада И. В., Социальное прогнозирование, М., 1969; Гвишиани Д. М. и Лисичкин В. Α., Прогностика, М., 1968; Ямпольский С. М., Хилюк Ф. М., Лисичкин В. Α., Проблемы научно-технич. прогнозирования, М., 1969; Ландсберг Г. Г., Фишман Л. Л., Фишер Дж. Л., Ресурсы США в будущем, пер. с англ., т. 1–2, М., 1965; Gabor D., Inventing the future, N. Y., 1964; Jouvenel des Ursins B. de, L'art de la conjecture, Monaco, 1964; Civilizace na rozcesti, Praha, 1966 (имеется библ.); Flechtheim О. К., History and futurology, Meisenheim, 1966; Technological forecasting in perspective, P., 1967; Kahn H., Wiener A. J., The year 2000, N. Y.–L., 1967; Εdeling H., Prognostik und Sozialismus, В., 1968; Haberland F., Haustein H.-D., Die Prognostik als neues Element der Führungstätigkeit zur Meisterung der wissenschaftlich-technischen Revolution, В., 1968; Ρolак F., Prognostica, Deventer, 1968; Bright J. R. [ed.], Technological forecasting for industry and government, Prentice Hall, 1968; Philosophie und Prognostik, В., 1968; Bell D. [ed.], Toward the year 2000, Boston, 1968; Siciński Α., Prognozy a nauka, Warsz., 1969. И. Бестужев-Лада. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

ФУТУРОЛОГИЯ (от лат. füturom — будущее время и греч. logos — слово, учение) — учение о будущем применительно к историческому и социальному времени. Термин “футурология” предложил в 1943 немецкий социолог О. Флехтхейм в качестве наименования новой “философии будущего”. Будущее всегда было предметом внимания философии, постигавшей фундаментальные основы бытия человека, мира и его переустройства. Конкретизировалось и концентрировалось извечное стремление предвидеть будущее в специальных магических практиках (гаданиях, предсказаниях, пророчествах, толкованиях примет и т. п.), в религиозных учениях, в частности в иудео-христианской эсхатологии, наконец, в связи с концепциями общественных преобразований — в утопических и социалистических учениях. Предложение разработать специальное философское и научное знание о будущем оказалось своевременным. Радикальное ускорение исторического процесса, кризисы 20 в., бурное развитие экономики, науки и техники, интенсивность социальных и культурных изменений вызвали острую потребность объяснить ход истории и предсказать его результаты, определили массовый интерес к историческим перспективам мира и конкретных обществ. До сер. 20 в. анализ этих перспектив был сосредоточен в марксистском учении о будущем человечества, а вне рамок этого учения οгрничивался представлением о завершении истории наличным этапом ее эволюции, исключающим значительные исторические инновации, мобилизацию общества для решения больших исторических задач, возникновение в будущем новых исторических объектов.
В кон. 50-х — нач. 60-х гг. 20 в. в западном обществознании произошли радикальные перемены. К проблемам развития и его результатам обратились все отрасли знания: и естественно-научного (энергетика, биология, экология, информатика, коммуникации и т. д.), и философского, и социального. Сравни гельно быстро в конкретных социальных науках и в большой теории началось проектирование будущего в форме новых эпох, новых цивилизаций, новых сдвигов и даже революций сознания, культуры образа и форм жизни, экологических, технологических, демографических, военных и пр. кризисов и катастроф (пессимистическое крыло теории) и создания “иных”, процветающих посткапиталистических обществ (оптимистическое направление футурологии). Начались поиски нового этоса человеческого бытия, новых представлений о механизмах жизнедеятельности, о становлении новой социальности того или иного типа, об эффективном функционировании социальных систем разных типов и развитии самого человека. В 60—70-е гг. были разработаны и основные концепции будущего — “нового индустриального общества” (Дж. К. Гэлбрейт и др.), постиндустриального общества (Р. Арон, Д. Белл и др.), а затем и множества разновидностей этого архетипа новой “технотронной эры” (3. Бжезинский): “процветающего”, “благого”, “организованного”, “информационного” и др. обществ.
Футурология, однако, не стала ни особой наукой, ни специфической философией, но превратилась в общее движение научной мысли, обращенной к анализу социальной динамики и ее результатов. Футурологическая ориентация обществознания привела к созданию концепций социального изменения в социологии (Т. Пирсоне, Р. Мертон и др.), теорий роста (экономического, социального, культурного и др.), социального развития и формирования новых мировых систем (экономические, политические, этические теории нового мирового порядка). Собственно футурологические научные исследования переросли в быстроразвивающуюся, оснащенную собственной методологией и математическим аппаратом прогностику (или проспекцию). Прогностика, как и футурология, в целом исходила из представления о мире как едином образовании, целостном теле, в котором протекают общие процессы индустриального, постиндустриального, цивилизационного развития, и явилась одним из направлений теорий социального развития, попыткой создать методологию теорий прогресса с идеологией постоянной смены эпох, непрерывной модернизацией общества (см. Модернизация социальная). Можно выделить два вида прогностического исследования — интуитивное предсказание, которое, исходя из анализа настоящего положения дел, дает возможные варианты будущего хода событий, и нормативное, или предписывающее, предсказание, имеющее целью определение альтернатив, выбора желаемого варианта развития и мер для его достижения (исследования Римского клуба).
Предсказание будущего становится тем самым практической задачей, составной частью социального, политического, экономического управления на основе современных методов сбора и обработки информации и принятых на этой основе научно оправданных решений. Футурология в научно-технической, экологической, социально-политической и др. областях уже сыграла значительную роль в объяснении, предупреждении и устранении ряда кризисов нашего времени и в организации современного мира. Общий поток футурологических исследований разделился на два основных направления: оптимистическое и пессимистическое (теории кризисов и катастроф). Оба они в свою очередь дифференцированы по содержанию и тональности на ряд школ и тенденций: футурология участия, т. е. участие масс в управлении (Ф. Полак, Р. Юнг, А. Уоскоу, Ю. Гальтунг); футурология “поворотного будущего” (Т. Джонс, Б. Фуллер, Г. Кан и др.); фугурология непрофессиональных (для обществознания), гуманистически ориентированных естествоиспытателей (Д. Габор, К. Ф. фон Вейцзекер); проектирование моделей мирового порядка (С. С. Менделовац, Дж. Бхагвати, А. Мазрун, Р. Котари, Р. Фальк); гуманистическая группа — Римский клуб и авторы его докладов (Б. де Жувенель); американское оптимистическое направление — “неумеренные пророки”, технологические оптимисты, обсуждающие дилемму крушения или спасения (Б. Фуллер и Дж. Макчейл); сциентистское прогностическое направление — “МИТР корпорейшн”, “Рэнд корпорейшн” (Г. Кан, О. Хелмер, Т. Гордон и др.), Стэнфордский исследовательский институт (центр исследования политики обучения под руководством У. Хармена). Американская академия искусств и наук, Комиссия-2000 (под руководством Д. Белла) и др.
 И. И. Кравченко

Оффлайн Поляков В.А.Topic starter

  • МаЭД
  • *****
  • Спасибо
  • -Сказали Вы: 2
  • -Сказали Вам: 158
  • Сообщений: 1494
  • Country: ua
  • Мой Путь в Будущее и мой выбор!
    • Просмотр профиля
Стивен Хокинг предложил новое описание черных дыр -
https://news.mail.ru/society/27963163/?frommail=1
- Пока классификация будь то Чёрных дыр, будь то чего-либо еще не будет построена по универсальному алгоритму действия законов природы с учетом ступеней причинно-системной организации мироздания, таковая не будет полной...

Оффлайн Поляков В.А.Topic starter

  • МаЭД
  • *****
  • Спасибо
  • -Сказали Вы: 2
  • -Сказали Вам: 158
  • Сообщений: 1494
  • Country: ua
  • Мой Путь в Будущее и мой выбор!
    • Просмотр профиля
Хокинг об опасности для Земли:
https://news.mail.ru/society/27994739/?frommail=10
- Однако сам ученый, даже видя коллапс планетарных процессов, не осознаёт Путь, по которому должно двигаться человечество. А ведь всё так просто - нужно не мешать вхождению Духу Новой Эпохи и новому социально-экономическому укладу раскрытия внутреннего мира предназначения всех явлений, единения ярких индивидуальностей в коллективной стратегии сотворчества и совладения, созидающее общественное самоуправление, которое и изменит ситуацию на планете, позитивно влияя на все стороны планетарной жизни!

 

а ­е¦Є.НҐй«